Конские волосы в национальном проекте

Министерство образования и науки РФ

Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»

 Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Челутайская средняя общеобразовательная школа»

 

 

 

 

 

КОНСКИЕ ВОЛОСЫ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ОДЕЖДЕ

 

 

 

 

 

Выполнила: ученица 11 класса Жаргаланова Бэлигма

                                                           Руководитель: Болотова Валентина Николаевна

                                         стаж работы 31 лет, категория высшая

 

 

 

 

 

село Челутай

2017 год

Конские волосы в национальной одежде

Бэлигма Жаргаланова

Россия

Забайкальский край

село Челутай

Муниципальное образовательное учреждение

«Челутайская средняя общеобразовательная школа»

11 класс

 

 

Краткая аннотация

 

.  Сохраняя и распространяя в обычной жизни материальную культуру наших предков, современные рукодельницы в этой узкой функциональной сфере вносят свои фантазийные стилистические новшества, тем самым приумножается применение конских волос и приобретает широкое применение при пошиве национальной одежды.

Новизна результатов исследования на наш взгляд состоит в том, что  предлагается широкой массе людей применение конских волос при шитье национальных платьев. Проведение данной работы будет развивать интерес к народному искусству, сохранять традиции и уникальность ручного труда.

 

 

 

 

 

 

 

 

2017 год

Конские волосы в национальной одежде

Бэлигма Жаргаланова

Россия

Забайкальский край

село Челутай

Муниципальное образовательное учреждение

«Челутайская средняя общеобразовательная школа»

11 класс

 

Аннотация

Цель данной работы описать и найти применение конских волос при шитье национальной одежды.

Новизна результатов исследования на наш взгляд состоит в том, что  предлагается широкой массе людей применение конских волос при шитье национальных платьев.

Методы исследования:

Поисковый;

Теоретический (обобщение, систематизация, сравнение и сопоставление)

беседа;

наблюдение

Кропотливо изучая, применение конского волоса в создании новых возможностей для творчества, мы должны черпать и из традиционных мотивов новые идеи для своего творчества, умело и грамотно сочетать старинные традиции и тенденции современной моды. Учитывая деятельность по созданию оригинальных изделий не являющихся репродуктивными, требующих творческого подхода, пришла к выводу что, работа с конским волосом помогает развитию творческого потенциала, дает нам возможность почувствовать наследниками традиций своего народа.

Народное искусство складывалось веками, усилиями мастериц многих поколении. Секреты мастерства передавались от матери к дочери. Но, создавая новое произведение, настоящая мастерица не только опиралась на опыт прошлых поколений, но и старалась найти свое оригинальное решение, одухотворяя каждое изделие своей личностью и талантом.

Изучая старые образцы, можно создавать новую современную форму. Однако при этом нужно сохранить обычаи предков не потерять традиции национального шитья, знать и помнить все богатства народного промысла – наш нравственный долг перед грядущими поколениями.

Оглавление

Введение                                                                                                                     5

Глава I. Из истории применения конского волоса                                                  7

Глава II. Особенности конского волоса                                                                    10

Глава III. Работа с конским волосом                                                                         11

Глава IV. Дизайн стилизованной одежды                                                                 12

IV.I. Описание окончательного варианта модели                                               13

IV.II. Разработка конструкторско-технологической документации                 14

IV.III. Технологическая последовательность изготовления

стилизованной    одежды – трансформера с применением конского волоса         17

IV.IV. Экономическое обоснование                                                                     19

Заключение                                                                                                                    21

Литература                                                                                                                     22

Приложение                                                                                                                   23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность. Традиции работы с конским волосом – это концентрированное воображение многовекового культурного и эстетичного опыта народа. В наше время происходит утеря национальной культуры, традиционных промыслов – как работа с конским волосом, и его применение. Общение с произведениями народного искусства, участие в процессе изготовления красивых вещей очень важно для возрождения сохранения и развития национальных традиции и ремесел. Значение и изучение художественного традиционного искусства своей нации очень актуально в связи с интересом народа к своим истокам. У каждого народа сложились свои художественные традиции, отвечающие этническим, психическим особенностям каждого этноса, исторически сложившиеся в определенных природно-климатических условиях. Эти традиции проявляются в предметах материальной культуры – одежде, утвари, жилище, украшениях и т.д., а также в ритуальных предметах.

Искусство применения, также плетения изделий из конских волос было известно бурятам еще в старину. Конский волос имеет большую магическую силу и в настоящее время применяется в обрядовых и ритуальных целях. Работа с конским волосом – один из самых древних техник изготовления плетеных изделий. Сегодняшний интерес к изготовлению изделий из него связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала. Наряду с этим декоративная деятельность дает широкие возможности для раскрытия индивидуальности. Основанная на многовековом народном опыте, она развивает творческие способности, духовно обогащает личность, несет в себе знания и умения многих поколений.

В настоящее время применение конских волос становится одним из ярких свидетельств возрождения самобытных художественных традиций народа. И нам хотелось бы привить что-то новое в технологии применения конских волос в национальную одежду.

Сохраняя и распространяя в обычной жизни материальную культуру наших предков, современные мастера в этой узкой функциональной сфере вносят свои фантазийные стилистические новшества, тем самым применение конских волос приобретает широкое применение в повседневной жизни.

Проведение данной работы будет развивать интерес к народному искусству, сохранять традиции и уникальность применения конских волос в украшении национальной одежды.

 

Цель: Исследование и освоение технологии применения конских волос в национальной одежде.

Задачи: 1. Изучить технологию применения конских волос в национальной одежде;         2. Пробудить интерес и уважение к народному творчеству;

  1. освоить технологию применения конских волос в национальной одежде.

Объект исследования: Конский волос – в национальной одежде.

Предмет  исследования:  старинные и современные технологии применения конских волос.

Гипотеза: Если изучать старинные методы применения конских волос, исследовать  приемы, формы и композиции применения, то происходит не только возрождение, но и обогащаются формы, композиции и приемы применения конских волос, как один из современных видов нового направления.

Новизна: Применение конских волос при шитье национальных платьев.

Практическая значимость: Применение конских волос станет ярким свидетельством творческого подъема и возрождения национальной художественной традиции народа. Сегодня конский волос покоряет многих мастериц национального искусства и станет достоянием наших потомков.

Структура работы. Работа состоит из введения, четырех глав, заключения и приложения. Во введении обосновывается выбор и актуальность темы. Обозначены предмет, цель исследования, задачи необходимые для ее достижения.

Первая главаиз истории применения конского волоса.

Во второй главе отражено особенности конского волоса.

В третьей главе показана работа с конским волосом.

В четвертой главе показана дизайн стилизованной одежды.

Заключение содержит итоговые выводы по проделанной работе.

Приложение включает фотографии, моменты работы, список использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Из истории применения конского волоса у разных народов

У каждого народа сложились свои художественные традиции, отвечающие этническим, психическим и ментальным особенностям каждого этноса, исторически сложившиеся в определенных природно-климатических условиях. Эти традиции проявляются в предметах материальной культуры – одежде, утвари, жилище и т.п., а также в ритуальных предметах. Характерной особенностью пошива национальных одежд является то, что украшению многих деталей уделяют не меньше внимания и времени, чем их изготовлению.

Древние народы, имеющие многовековую историю и богатую культуру, прошли извилистый путь в своем историческом движении. В течение многих столетий буряты, якуты, монголы жили, занимались преимущественно кочевым скотоводством.

Особое место в жизни народов занимает конь, относились к нему, как ближнему другу. Буряты и монголы коня называли «Эрдэни» — драгоценность. «Якуты — кобылы и лошади сравнивали с божествами. Во время свадебных обрядов молодые должны были кланяться кобыльим головам, которая лежала на переднем углу, а не образам святых должны были в старину троекратно кланяться молодые, входя в дом».¹

Коня лелеяли и холили. Запрещалось ругать, бить лошадей, наступать на удила, перешагивать через сбруи.

Лошадь считалось священным животным, и всегда сопровождала кочевой народ.  Будучи основным средством транспорта, она давала мясо, целебный кумыс, крепкую кожу.

«Якут никогда не оставит валяться на земле череп или позвонки лошади, а обязательно подымет их и повесит на кол или сук дерева, что называется арангкасты.»²

Весной, с наступлением теплых дней, буряты и монголы, прежде чем выпускать лошадей на волю, снимали им хвосты и гривы. Это был своеобразный ритуальный обряд, который бытует и по сей день. Собранные волосы шли на изготовление необходимых, нужных в быту предметов: изготовление веревок, арканов, вожжей, подпруг для лошадей, неводы и сани для рыбной ловли, как материал для изготовления таар,  так как он обладает рядом таких качеств, как прочность, не подвержен к гниению, непромокаем: не дает усадку, не обмерзает в воде. Волосяные ковры, которые стелились на кровать, на пол служили своеобразной защитой от ползучих насекомых. Струны для музыкальных инструментов (морин хур), тетиву для лук брали у освященных коней (hэтэрлэhэн).

 

¹ Миндендорфа А.Ф. Коренные жители Сибири. ч.2 стр 132

² Миндендорфа А.Ф.Путешествие на Север и Восток Сибири ч.6 стр 347

Якуты устраивали праздник изобилия – ысыах. Украшали место праздника саламой из конского волоса, устанавливали коновязи сэргэ, устраивали кумысопитие. Ысыах устраивали в начале лета, когда в светлое время суток самое длинное.

У якутов «в старину с бахромой из конского волоса оторачивали верхнее платье.» (Серошевский Якуты.с. 360). А шляпы из конского волоса были очень удобны, так как в летнюю жару он защищала от жары и солнечного света, а зимой она сохраняла тепло, не пропускала зимнего, сурового холода. Как писал дореволюционный исследователь и путешественник Миндендорфа А.Ф, якуты изготовляли необходимые предметы и красивые вещи из меха, кожи, железа, дерева, бересты, кости и волоса. Также конский волос применяли в ритуальных целях, —  «… ручка кружки на пирах (чороон) обвязана имеющимися особое значение волосами из лошадиной гривы, связанными в пучок и свидетельствующим о том, что кружка освещена, потому что якуты повсюду считает себя окруженными духами…». Народный художник М.М.Носов пишет  «..Изредка у мужчин встречались шляпы, собственноручно изготовленные из конского волоса. Такие шляпы на Вилюе сохранились до 20-х годов и оттуда иногда их привозили на продажу в Якутск» (Эволюционное развитие якутской одежды  с конца столетия до 1920-х годов)…

Якуты изготовляли волосяные сети: они легки, прочны, быстро сохнут, мало преют и мало заметны в воде. Илим (рыболовные сети), мунха (невод), куйуур (кукла), туьах (петли для уток и зайцев), чарапчы (волосяные очки), мамыл (оленьи веревки), ситии (веревки для шитья берестяных посуд), сито (большая для мерки, маленькая для молока), чарапчы (волосяные очки), тэьиин (повод), кентес (подпруга), цепочки для часов, для набивки седла, головные уборы.

Из конского волоса вырабатывают бортовой волос и волосяную ткань, используемые при пошивке верхнего платья; он идет на набивку мебели и матрацов, изготовление волосяных веревок, смычков для музыкальных инструментов, лесок для удочек. Из него делают также специальные мешки для прессовки масличных семян и фильтровальные салфетки.

Также известны гобелены из конского волоса — это древнее искусство, способное символическим языком выразить самые разные идеи  (их делали ещё в Древнем Египте), способное символическим языком выразить самые разные идеи.

Не обошли своим вниманием конский волос и модницы всех времен. Например, им набивали для придания пышности многоярусные необъятных размеров юбки «вертюгаль», которые носили дамы эпохи Ренессанса. Кстати, слово «кринолин» буквально значит «нижняя волосяная юбка». Сегодня конский волос стал актуальным текстильным материалом «с легкой руки» модельера Игоря Чапурина, создавшего из него целую коллекцию одежды.

В строительстве конский волос используют как компонент изоляционных материалов, в косметической промышленности — для получения экстрактов для ухода за волосами. На основе конского волоса делают формы для прессовки масличных семян и фильтровальные салфетки. Разработаны технологии переработки волос в белковую кормовую добавку для птиц и пушных зверей. Отходы производства используют в качестве наполнителей для мебели, матрацев, сидений в транспорте, ведь вареный или крученый конский волос — лучший материал для набивки. А значительная гигроскопичность конского волоса позволяет использовать его в гигрометрах и гигрографах — физических приборах для определения относительной влажности воздуха.

Высокое мастерство и художественное чутье, отразившиеся в красоте линий, пластическом совершенстве форм, своеобразии цветовых  построений, сделало простые предметы быта подлинными произведениями народного прикладного искусства, не потерявшими своей эстетической ценности. Применение конского волоса в создании работ (гобелен, циновка, панно, картин и т.д.) дает много творческой работы.

Необходимо отметить также сакральность конского волоса у  монголов. В ХIII веке словом «залаа» обозначали у монголов конские гривы, укрепляемые на знамени.(приложение 3)

Священность знамени – символа верховной власти у монголов было обусловлено представлением о жизненной силе «Сулдэ», которая по поверьям была заключена в волосах гривы и хвоста коня. В традиционном мировоззрении многих народов мира волосы (человека или животных) ассоциировались с плодородием, размножением, богатством и жизненностью.

Девять знамен из девяти хвостов белых кобылиц водружались вокруг ставки Чингис Хана. Гривы сравнивались с лучами солнца: «лучики солнечные, быстроногие боги на лошадях». (приложение 2)

Коренная ломка привычного уклада жизни бурят привела к тому, что многие предметы, некогда столь необходимые, утратили свою значимость  и исчезли из обихода. К ним относится применение конских волос.

В данное время второе рождение переживает применение конских волос в бурятских таара в виде гобеленов, также в национальных видах одежды в виде украшении, где конский волос имеет большую магическую силу,  и в настоящее время применяется в обрядовых и ритуальных целях.

 

Глава II. Особенности конского волоса

Конский волос – это местный, бросовый материал, податливый, красивый, структура и возможности цвета дает много цветовых гамм.

Конский волос имеет много особенностей, отличающих ее от других видов шерсти и придающих ей длительно уникальные целебные свойства. Конский волос внутри полый, что обеспечивает ему дополнительные теплоизолирующие свойства и легкость.

В отличие от волос других участков конской шкуры волосы хвоста, челки и гривы сменяются не периодически во время линьки, а постепенно, беспрерывно и равномерно в течение всего года и растут в продолжение ряда лет. Такой непрерывный длительный рост и обусловливает их большую длину. У бурятов и монголов кони, которые имеют длинную гриву называют «hэтэртээ», что означает освященные кони.

Конский волос отличается удивительными свойствами: например, его прочность на разрыв мало уступает стальной проволоке такого же диаметра. Волос состоит из трех слоев — чешуйчатого, коркового и сердцевинного. Чешуйчатый слой, состоящий из тонких пластинчатых роговых клеток, защищает волос от воздействия внешней среды и придает блеск. Основную массу волоса занимает корковый слой: он-то и придает конскому волосу упругость, гибкость и прочность.

Особенно славится своим высоким качеством — длиной, упругостью и блеском — конский волос  якутские лошади, они отличаются очень большой оброслостью шерсти, что отражается и на развитии волос хвоста и гривы.

Конский волос имеет  целебные качества, и оберегающие свойства. Изделия из конского волоса создает тепловую изоляцию, согревая больные органы, а выступающие кончики жесткого ворса, раздражают кожные покровы и через нервные окончания, связанные с внутренними органами, помогают проникать в тело человека.

Также конский волос способен нейтрализовать отрицательные электрические заряды, что помогает снимать боли, нервные напряжения.

Изделия из конского волоса является творением вечным, ибо конский волос не берет время, ему не страшны солнечный свет, влага, мороз и даже всеядный моль.

Это вечный материал и, следовательно, вечная красота.

 

 

 

 

 

 

Глава III. Работа с конским волосом

 

Традиции работы с конским волосом – это концентрированное воображение многовекового культурного и эстетичного опыта народа. В наше время происходит утеря национальной культуры, традиционных промыслов – как работа с конским волосом. Значение и изучение художественного традиционного искусства своей нации очень актуально в связи с интересом народа к своим истокам.

Работа с конским волосом – один из самых древних техник изготовления плетеных изделий.

Сегодняшний интерес к изготовлению изделий из него связан с широкими возможностями для проявления творчества, доступностью и экологической чистотой этого материала. Отличительная особенность конского волоса – необычная прочность и практичность в быту. Таким уникальным материалом является конский волос – натуральный, эластичный, вечный.

Нас покоряет красота форм, прелесть и неповторимость пропорций в использовании необычного местного бросового материала – конского волоса.

В последнее время интерес к изделиям из конского волоса заметно возрос. Кропотливо изучая, применение конского волоса в создании новых возможностей для творчества мы должны черпать и из традиционных мотивов новые идеи для своего творчества, умело и грамотно сочетать старинные традиции и тенденции современной моды.

Сначала  разделяем волосы по цвету, длине  и толщине, очищаем от грязи.  Потом тщательно моем конский волос в мыльном растворе. Расчесываем пучки волос. На узкую ленту 0.5 см стачиваем готовые конские волосы. Чтобы волосы не лезли, их склеиваем клеем «Момент». Затем готовые ленты зашиваем на платье. На шапку подбираем длинные волосы из хвоста, моем и расчесываем. Их собираем в пучок и укрепляем ниткой и склеиваем клеем «Момент».

 

Инструктаж при работе с конским волосом

 

  1. Конский волос при работе надо держать от себя подальше, т.к. волос очень мягкий и прилипает к одежде, разлетается во все стороны.
  2. Надеть длинный фартук.
  3. По окончании работы провести тщательную уборку.
  4. После работы тщательно мыть руки.

Глава IV. Дизайн стилизованной одежды

Выбор моделей стилизованной одежды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Окончательный выбор стилизованных моделей

 

Эскизы окончательных вариантов были зарисованы карандашом

и покрашены акварельной краской

 

IV.I. Описание окончательных вариантов моделей

Стилизованные, современные  платья – трансформеры праздничные  и нарядные. Их можно одевать для красоты и оригинальности. Для платьев использованы креп-сатин   бирюзового, синего, красного, желтого цвета, а для пятой модели использована бархат синего цвета.  Для жилетов, юбки, баски использованы монгольские шелки.

При изготовлении (модели 1) жилета и юбки «уужа» разделила на две части: верхнюю переделала в жилет, а нижнюю в отдельную юбку. При трансформации жилета и юбки остается платье прямого силуэта, зауженная и с добавлением  годэ. По линии талии втачена потайная молния.

Модель 2 — при изготовлении жилета и юбки «уужа» разделила на две части: верхнюю переделала в короткую жилет, а нижнюю в отдельную баску. При трансформации жилета и баски остается платье прямого силуэта. По линии талии втачена потайная молния.

Модель 3 — при изготовлении оставила только жилет. Рукава по линии локтя отрезная, и ниже  широкая, открытая как веерный рукав.  При трансформации жилета и рукава остается платье прямого силуэта. По линии талии втачена потайная молния.

Модель 4 — при изготовлении платья вверх переделена в виде жилета, отрезная по линии талии, низ платья конусообразная. Рукава длинные, ниже локтя имеется отверстие для выхода рук.  Вокруг верхнего торса отдельно сшит большой воротник, имитирующий национальное украшение шапок. Вокруг талии узкий пояс. При трансформации большого воротника и пояса остается стилизованное платье отрезное по силуэта. По линии талии втачена потайная молния.

Модель 5 – платье прямого силуэта, открытая по линии плеча. Сверху на платье предусмотрен костюм белого цвета в национальном стиле, из парчи. Костюм отрезная по линии талии. При трансформации костюма остается вечернее платье прямого силуэта. По линии спины  втачена потайная молния.

Головной убор 1 модели оторочен белым искусственным мехом. На конусе головного убора 8 строчек  – по числу 8 агинских родов. Шапка на верху завершается кисточкой из волос конского хвоста. У моделей 2, 3 и 5 изготовлены каркасы, они обшиты мехом разных животных, вверх шапок отделаны конским волосом. У модели 4-ой шапка оторочена из основного материала – креп сатина и велюра. Конус завершается пуговицей «сомпи».

Верхние жилеты  отрезные по линии талии, отделанны  декоративной тесьмой, закрывающие линии строчек  вокруг талии. Линии  строчек закрыты декоративной тесьмой. Ширина тесьмы узкая (в один палец). Поверх швов нашита узорчатая тесьма, которая дополняет цветовую гамму, конструктивно подчеркивающую или выделяющую основные детали. Все края обшиты отделочным кантом и тесьмой для придания контрастности.   Под отделочным кантом по низу изделия, на плечах и сзади по горловине зашиты конские волосы, для придания оригинальности. Также жилеты, юбка и баска отделаны пуговицей «сомпи».

Обшлага отделана искусственным мехом. Все детали одежды трансформируются в романтическом стиле.

Рисунки окончательных вариантов моделей

 

IV.II. Разработка конструкторско-технологической документации

Один из важнейших этапов работы по изготовлению изделия – это построение чертежа и изготовление выкройки. За основу были взяты выкройки из   журналов «Burda», при этом была возможность изменить выкройку с учетом особенностей модели и фигуры

Выкройки платьев с годэ и прямого силуэта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выкройка юбки и баски

 

 

Выкройка  жилета моделей 1, 2, 3.

Выкройка костюма

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выкройка  конуса и ободка шапки модели 1 и 4, обшлаги (туруун).

 

IV.III. Технологическая последовательность изготовления стилизованной одежды – трансформера с применением конских волос

Для модели  были разработаны технологические цепочки, которые неукоснительно соблюдались при изготовлении изделий одежды-трансформера

Технологическая последовательность изготовления платья

Воротник

  1. Подготовка деталей кроя к дальнейшей обработке;
  2. Приметать прокладку к изнаночной стороне нижнего воротника;
  3. Сложить две детали воротника лицевыми сторонами внутрь, уровнять срезы, сколоть булавками, сметать швом 6 мм;
  4. Стачать детали швом 7 мм, сделать надсечки по отлету, срезать излишки ткани;
  5. Вывернуть воротник на лицевую сторону, выправить швы, выметать шов;
  6. Пристрочить кант;
  7. Удалить наметку, отутюжить со стороны нижнего воротника.
  8. Подготовка деталей кроя к дальнейшей обработке;
  9. Подготовка платья к примерке;
  10. Проведение примерки, исправление дефектов;
  11. Стачать вытачки;
  12. Втачивание воротника к горловине;
  13. Стачать боковые стороны платья;
  14. Обметать срезы зигзагообразной строчкой;

8.Приметать годэ к платью и обметать срезы зигзагообразной строчкой;

  1. Обработать низ изделия швом вподгибку с открытым срезом;

10.Окончательная отделка, ВТО изделия.

Технологическая последовательность изготовления жилета

  1. Выкроить из ткани детали жилета – спинку, полочки
  2. Сложить лицевыми сторонами внутрь детали спинки и полочек, сколоть их булавками.
  3. Сметать детали по проймам.
  4. Подготовка жилета к примерке.
  5. Примерка, исправление дефектов, разметка месторасположения отделочных деталей .
  6. Стачать подкройные обтачки и подборт.
  7. Обметать срезы зигзагообразной строчкой.
  8. Заутюжить швы.
  9. Прострочить по краю кант и тесьму.
  10. Под нижний край канта по низу изделия, на плечах, по горловине пристрочить конский колос на ленте.
  11. Окончательная ВТО.

Технологическая последовательность изготовления юбки

  1. Выкроить из ткани детали юбки – переднюю и заднюю части
  2. Сложить лицевыми сторонами внутрь детали юбок и сколоть их булавками.
  3. Сметать детали;
  4. Подготовка юбки к примерке;
  5. Примерка, исправление дефектов, разметка месторасположения отделочных деталей.
  6. Стачать боковые стороны юбки.
  7. Обметать срезы зигзагообразной строчкой.
  8. Обработать пояс по объему талии и отделать тесьмой и кантом.
  9. Притачать пояс к юбке, под нижним кантом пристрочить готовый конский волос на ленте, обметать срезы.
  10. Наметить и пришить пуговицу.
  11. Обработать низ изделия швом вподгибку с открытым срезом.
  12. Окончательная отделка, ВТО изделия.

Технологическая последовательность изготовления баски

  1. Выкроить из ткани детали баски – переднюю и заднюю части
  2. Сложить лицевыми сторонами внутрь детали баски и сколоть их булавками.
  3. Сметать детали;
  4. Подготовка баску к примерке;
  5. Примерка, исправление дефектов, разметка месторасположения отделочных деталей.
  6. Стачать боковые стороны баски.
  7. Обметать срезы зигзагообразной строчкой.
  8. Обработать пояс по объему талии и отделать тесьмой и кантом.
  9. Притачать пояс к баске, под нижним кантом пристрочить готовый конский волос на ленте, обметать срезы.
  10. Наметить и пришить пуговицу.
  11. Обработать низ изделия швом вподгибку с открытым срезом.
  12. Окончательная отделка, ВТО изделия.

Технологическая последовательность изготовления шапки

  1. Выкроить из ткани детали шапки – конус и поля
  2. На 2 слоя клеить простым дублерином
  3. 3 слоя жесткого дублерина
  4. Проводим 11 параллельных строчек
  5. Сложить лицевыми сторонами конус и прошить
  6. Из меха выкраиваем поля
  7. С внутренней стороны прошиваем красную  парчу,
  8. Втачиваем мех и выворачиваем, под мех ложим  синтепон, чтобы придать объем
  9. Нижний край присбориваем на нужный размер головы
  10. Конус и поля соединяем
  11. Мех подгибаем внутрь и подшиваем
  12. На макушке пришиваем конский волос как кисточку.

IV.IV. Экономическое обоснование

На самом деле, не так-то легко  найти платье, которое соответствует вкусам и желаниям модниц, которое можно одевать по торжественным случаям. Также немаловажную роль играет цена изделия. Ведь дорогие платья и костюмы не всем по карману. И поэтому всем им я бы посоветовала сшить платья самим. Платья и костюмы, смоделированные и сшитые самим, обойдутся намного дешевле. На мой взгляд, изделия, сшитые самим, поднимут вас на глазах общества, также вы будете чувствовать себя неповторимой, если еще будете потихоньку снимать трансформеры, ведь с каждым разом ваш гардероб за один вечер будет меняться несколько раз.

Расчет стоимости материалов на одно платье

Таблица 1

Наименование материала Цена за 1ед. материала Расход материала на 1ед. продукции Стоимость материала на 1ед.

продукции

Нитки 15 руб 2 шт 30 руб
Молнии 30 руб 1 шт 30 руб
Мех искусственный 1000 руб (1м) 0.30см 300 руб
Застежка «Сомпи» 75 руб 4 шт 300 руб
Тесьма 29 руб 5 м 145 руб
Сатин спандекс 230 руб 3 м 690 руб
Монгольский шелк 500 руб 4 м 2000 руб
Кант 15 руб 10 м 150 руб
Конский волос 0   0
Мыло хозяйственное 28 руб (180 гр) 10 гр 1.56 руб
Итого 3646.56 руб

Затраты на электроэнергию:

  1. время работы с утюгом 5 часов, мощность 1 кВт
  2. время работы на швейной машинке 45 ч, мощность 90 Вт.

Стоимость 1 кВт\ч=1,66  руб.

Итого: 1.66 * (5 ч * 1 кВт+45 ч * 0,9 кВт)= 81 руб.

Себестоимость комплекта с учетом затрат на электроэнергию будет равна 3646,56 руб. + 81 руб. = 3727,56 руб.

В процессе  изготовления стилизованной одежды из монгольского шелка и сатина спандекса, учитывались их технологические особенности. Ткань была выбрана с учетом всех требований, предъявляемых к одежде. Полностью соответствуют гигиенические, физические, технологические, геометрические свойства монгольского шелка и сатина — спандекса. Сатин спандекс – волокна  мягкие, шелковистые, при его одевании телу очень комфортно.

Перед раскроем было проведено испытание ткани на усадку. Было выявлено, что ткань дает незначительную усадку, поэтому декатирование не проводилось. Монгольский шелк обладает достаточно хорошими технологическими свойствами, поэтому при раскрое не испытывала трудностей. Ткань практически не осыпается, не скользит при настиле, не смещается в процессе кроя.

При технологической обработке, акцент был сделан на прочность и функциональность шапки, при изготовлении конуса использовала тройное дублирование, т.к. они должны поддерживать форму.

При обработке обшлага были предусмотрены её крепление к рукаве. По эскизу, обшлаг должна сниматься без усилии.

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Кропотливо изучая, применение конского волоса в создании новых возможностей для творчества, мы должны черпать и из традиционных мотивов новые идеи для своего творчества, умело и грамотно сочетать старинные традиции и тенденции современной моды. Учитывая деятельность по созданию оригинальных изделий не являющихся репродуктивными, требующих творческого подхода, пришла к выводу что, работа с конским волосом помогает развитию творческого потенциала, дает нам возможность почувствовать наследниками традиций своего народа.

Народное искусство складывалось веками, усилиями мастериц многих поколении. Секреты мастерства передавались от матери к дочери. Но, создавая новое произведение, настоящая мастерица не только опиралась на опыт прошлых поколений, но и старалась найти свое оригинальное решение, одухотворяя каждое изделие своей личностью и талантом.

Изучая старые образцы, можно создавать новую современную форму. Однако при этом нужно сохранить обычаи предков не потерять традиции национального шитья, знать и помнить все богатства народного промысла – наш нравственный долг перед грядущими поколениями.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиография

  1. Аммосова Е.Е. Ремесла предков вчера и сегодня. Якутск: кн. Изд-во, 1989.
  2. Богатырева Л.Е. Технология работы с конским волосом. – Якутск: Бичик, 2008.
  3. Большая советская энциклопедия
  4. «Буряты на рубеже ХIХ и ХХ века». Издательство «Улзы» 2001 г.
  5. Жалсараев В.Г. Статья «На стыке двух столетий» г.Улан-Удэ.
  6. «Мир традиции бурят». — г.Улан-Удэ.
  7. Миндендорфа А.Ф.. Коренные жители Сибири// Путешествие на Север и Восток Сибири. Ч.2, 6, 1878 года
  8. Ракшаева Л.Г. Статья «Таары предбайкальских бурят». г.Улан-Удэ.
  9. Серошевский В.Л. Якуты. Опыт этнографического исследования. – 2-е изд; 1993.
  10. Худугуева У.С. Статья «возрождение народного промысла». Журнал «Байкал» №3 1993г.
  11. Худугуева У.Г. Статья «Художественная обработка конских волос» г.Улан-Удэ
  12. Цыбенова Д.Ц. «Буряты»
  13. Интернет ресурсы

— http://www.1sn.ru/show.ru

— http://www.znaytovar.ru

— http://forum.schoolpress.ru

— http://horsesclub.ucoz.ru/forum

— http://ramina.irkutsk.ru/gobelen/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Лошади с длинными гривами

 

 

 

Приложение 2

9 знамен Чингис хана из грив белых кобылиц

 

 

Приложение 3

Родовые знамена

 

Чингис хан                                            Конские волосы на знаменах

 

 

Приложение 4

Морин хур и лук (струны и тетива из конских волос)

 

 

 

Приложение 5

Этапы работы с конским волосом

планирование

 

 

 

 

 

Приложение 6

Этапы работы с конским волосом

 

 

 

Приложение 7

Этапы работы с конским волосом

 

 

 

 

Приложение 8

Окончательные варианты моделей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 9